Количественный и порядковый счёт

На пятом году жизни необходимо только показать разницу между количественным и порядковым счетом. Обучение дошкольников счету будет более успешным, если использовать наглядные методы. Важно, чтобы ребенок понял, как получается каждое новое число. Наглядный материал: 
 Предметы одного вида, отличающиеся между собой каким-либо признаком (цвет). 
 Предметы разного вида, но объединенные родовым понятием (посуда, игрушки). Алгоритм обучения счету:
 1. Рассматриваем предметы, выясняем, чем они отличаются, определяем их количество. 
2. Выясняем, сколько их всего. Для этого можно попросить ребенка посчитать, тем самым закрепляя счет. 
3. Объясняем: «Для того чтобы ответить на вопрос «сколько?» считаем так: один, два, три…» 
4. Показываем разницу между количественным и порядковым счетом: «А когда мы хотим узнать, на котором месте предмет, считаем по-другому: первый, второй, третий…». 
Таким образом, отличие порядкового счета от количественного: 
 цель количественного счета – определение общего количества элементов множества, цель порядкового счета – определение места предмета среди других; 
 при количественном счете используются количественные числительные (один, два и т.д.), при порядковом – порядковые (первый, второй и т.д.); 
 при количественном счете отвечаем на вопрос «Сколько?», при порядковом – «Какой по счету?», «Который?» или «На котором месте стоит этот предмет?»;
  при количественном счете направление не имеет значения, при порядковом – имеет значение; 
 при количественном счете последнее названное числительное относится ко всей совокупности, при порядковом оно имеет два значения: относится ко всей совокупности, если перечислены таким образом все предметы, указывает место последнего предмета среди других, а если порядковый счет останавливается не на последнем предмете, то порядковое числительное указывает только его место. 
При обучении счёту у детей могут наблюдаться следующие ошибки: 
 называя числительные, начинают со слова «раз»; 
 пропускают предметы, дотрагиваются до одного предмета дважды; 
 считают свои движения, а не предметы, нет координации между словом и движением;
  не выделяют итогового числа («безытоговый счёт»), не могут ответить на вопрос «сколько?»;
  затрудняются в согласовании числительных с существительными; 
 называют после каждого числительного предмет; 
 путают количественные и порядковые числительные. 
2 Для закрепления навыков счета используется большое количество упражнений:
Упражнение «Разноцветные кораблики».
 (Прикрепить на изображение ручейка изображения разноцветных корабликов: белого, желтого, голубого, розового, зеленого. Можно взять любые другие предметы одного вида, отличающиеся между собой каким-либо признаком (цвет)). - Вот какие разноцветные кораблики плывут по ручейку. Сосчитайте их по порядку слева направо. - Первый, второй, третий, четвертый, пятый. - Хорошо. Еще раз сосчитай кораблики по порядку справа налево. (Ребенок показывает рукой кораблики.) - Первый, второй, третий, четвертый, пятый. - Меняется ли количество корабликов от того, что мы считали их слева направо или справа налево? - Нет, не меняется. - Который по счету желтый кораблик, если начинать считать слева? - Второй. - Который по счету желтый кораблик, если начинать считать справа? - Четвертый. 
Упражнение «Чудесные кораблики». 
(Разложить разноцветные кораблики вразбивку на плоскости стола. Можно взять любые другие предметы одного вида, отличающиеся между собой каким-либо признаком (цвет)). - Чудесные кораблики! Сосчитай, сколько всего корабликов с красным парусом. - Один, два, три, четыре, пять. Всего пять красных корабликов. - А сколько корабликов с зеленым парусом? - Один, два, три, четыре. Всего четыре кораблика. - Как можно узнать, каких корабликов больше? - Можно поставить их парами. (Ребенок расставляет кораблики парами.) - Каких же корабликов больше? - Красных корабликов больше, чем зеленых. 3 - Каких же корабликов меньше? - Зеленых корабликов меньше, чем красных. - На сколько больше красных корабликов? - На один. - Почему? - Один красный кораблик лишний. - Как сделать так, чтобы корабликов стало поровну? - Надо добавить еще один зеленый кораблик. - Сделай. (Ребенок добавляет еще один зеленый кораблик.) - Сколько теперь красных корабликов? - Пять. - И зеленых корабликов тоже пять. Что можно сказать о количестве красных и зеленых корабликов? - Их стало поровну, одинаково. (Попросить ребенка, убрать один зеленый кораблик.) - Как можно по-другому сделать так, чтобы корабликов стало поровну? - Надо убрать один красный кораблик. (Ребенок убирает один красный кораблик.) - Сколько теперь зеленых корабликов? - Один, два, три, четыре. Всего четыре кораблика. - И красных корабликов тоже четыре. Что можно сказать о количестве синих и зеленых корабликов? - Их стало поровну, одинаково.

Комментариев нет:

Отправить комментарий