На пятом году жизни необходимо только показать разницу между количественным и порядковым
счетом. Обучение дошкольников счету будет более успешным, если использовать наглядные
методы. Важно, чтобы ребенок понял, как получается каждое новое число.
Наглядный материал:
Предметы одного вида, отличающиеся между собой каким-либо признаком (цвет).
Предметы разного вида, но объединенные родовым понятием (посуда, игрушки).
Алгоритм обучения счету:
1. Рассматриваем предметы, выясняем, чем они отличаются, определяем их количество.
2. Выясняем, сколько их всего. Для этого можно попросить ребенка посчитать, тем самым
закрепляя счет.
3. Объясняем: «Для того чтобы ответить на вопрос «сколько?» считаем так: один, два, три…»
4. Показываем разницу между количественным и порядковым счетом: «А когда мы хотим
узнать, на котором месте предмет, считаем по-другому: первый, второй, третий…».
Таким образом, отличие порядкового счета от количественного:
цель количественного счета – определение общего количества элементов множества, цель
порядкового счета – определение места предмета среди других;
при количественном счете используются количественные числительные (один, два и т.д.),
при порядковом – порядковые (первый, второй и т.д.);
при количественном счете отвечаем на вопрос «Сколько?», при порядковом – «Какой по
счету?», «Который?» или «На котором месте стоит этот предмет?»;
при количественном счете направление не имеет значения, при порядковом – имеет
значение;
при количественном счете последнее названное числительное относится ко всей
совокупности, при порядковом оно имеет два значения: относится ко всей совокупности,
если перечислены таким образом все предметы, указывает место последнего предмета
среди других, а если порядковый счет останавливается не на последнем предмете, то
порядковое числительное указывает только его место.
При обучении счёту у детей могут наблюдаться следующие ошибки:
называя числительные, начинают со слова «раз»;
пропускают предметы, дотрагиваются до одного предмета дважды;
считают свои движения, а не предметы, нет координации между словом и движением;
не выделяют итогового числа («безытоговый счёт»), не могут ответить на вопрос
«сколько?»;
затрудняются в согласовании числительных с существительными;
называют после каждого числительного предмет;
путают количественные и порядковые числительные.
2
Для закрепления навыков счета используется большое количество упражнений:
Упражнение «Разноцветные кораблики».
(Прикрепить на изображение ручейка изображения разноцветных корабликов: белого, желтого,
голубого, розового, зеленого. Можно взять любые другие предметы одного вида, отличающиеся
между собой каким-либо признаком (цвет)).
- Вот какие разноцветные кораблики плывут по ручейку. Сосчитайте их по порядку слева направо.
- Первый, второй, третий, четвертый, пятый.
- Хорошо. Еще раз сосчитай кораблики по порядку справа налево. (Ребенок показывает рукой
кораблики.)
- Первый, второй, третий, четвертый, пятый.
- Меняется ли количество корабликов от того, что мы считали их слева направо или справа
налево?
- Нет, не меняется.
- Который по счету желтый кораблик, если начинать считать слева?
- Второй.
- Который по счету желтый кораблик, если начинать считать справа?
- Четвертый.
Упражнение «Чудесные кораблики».
(Разложить разноцветные кораблики вразбивку на плоскости стола. Можно взять любые другие
предметы одного вида, отличающиеся между собой каким-либо признаком (цвет)).
- Чудесные кораблики! Сосчитай, сколько всего корабликов с красным парусом.
- Один, два, три, четыре, пять. Всего пять красных корабликов.
- А сколько корабликов с зеленым парусом?
- Один, два, три, четыре. Всего четыре кораблика.
- Как можно узнать, каких корабликов больше?
- Можно поставить их парами. (Ребенок расставляет кораблики парами.)
- Каких же корабликов больше?
- Красных корабликов больше, чем зеленых.
3
- Каких же корабликов меньше?
- Зеленых корабликов меньше, чем красных.
- На сколько больше красных корабликов?
- На один.
- Почему?
- Один красный кораблик лишний.
- Как сделать так, чтобы корабликов стало поровну?
- Надо добавить еще один зеленый кораблик.
- Сделай. (Ребенок добавляет еще один зеленый кораблик.)
- Сколько теперь красных корабликов?
- Пять.
- И зеленых корабликов тоже пять. Что можно сказать о количестве красных и зеленых
корабликов?
- Их стало поровну, одинаково. (Попросить ребенка, убрать один зеленый кораблик.)
- Как можно по-другому сделать так, чтобы корабликов стало поровну?
- Надо убрать один красный кораблик. (Ребенок убирает один красный кораблик.)
- Сколько теперь зеленых корабликов?
- Один, два, три, четыре. Всего четыре кораблика.
- И красных корабликов тоже четыре. Что можно сказать о количестве синих и зеленых
корабликов?
- Их стало поровну, одинаково.
Комментариев нет:
Отправить комментарий