«Организация работы с детьми по овладению
геометрическими категориями с помощью оригами» (Оригаметрия)
В. А. Сухомлинский писал:
"Чем больше мастерства в детской
руке, тем умнее ребенок"
Введение.
Оригами –
удивительное, загадочное слово.
Практически каждый человек знаком с оригами, хотя не каждый из нас слышал это иностранное
слово. Оригами буквально
означает «бумажные поделки».
Еще наши бабушки и дедушки делали из бумаги и картона самые различные вещицы,
хотя само понятие им знакомо не было. Это были и бумажные игрушки: кораблики, самолетики, бумажные шляпы и кепки,
защищающие голову от солнечных лучей, и оригинальные сувениры из бумаги.
Одной из первых стран, использовавших возможности оригами в образовании,
была, естественно, Япония. Оригами использовали как способ обучения в детских садах
и в начальной школе, в особенности с того момента, когда цветная бумага
получила широкое распространение.
В начале периода, когда в японском образовании упор
делался на развитие творчества и изобразительности, оригами стали
критиковать, так как считалось, что дети складывают листы по
стандартным линиям, что не способствует развитию воображения. Однако вскоре оригами
снова получило высокую оценку в качестве образовательного метода. Особенно
использовали оригами
для обучения таким понятиям, как “плоскость”, “геометрическое тело”
и их взаимоотношения.
Связь искусства оригами и науки геометрии способствовала появлению на
свет новой науки – оригаметрии, которая дает новый простор в развитии этих
наук. Оригаметрия
- область очень молодая, и пока не существует ни соответствующих программ, ни
учебников, которые давали бы подробный систематически материал. Необходимость
использования оригами
в обучении детей дошкольного возраста неоспорима. То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги такие
как Антон Семенович Макаренко, Тамара Семеновна Комарова и другие, большая
заслуга в разработке
проблемы принадлежит Фридриху Фребелю.
Особую актуальность приобретает проблема обучения
элементам геометрии
в дошкольных учреждениях. «Преобразование пространства и плоскости с помощью техники «Оригами»» состоит в развитии пространственного
воображения, умении читать чертежи, следовать устным инструкциям воспитателя и
удерживать внимание на предмете работы в течении длительного времени. От её решения
зависит не только успех подготовки дошкольников к изучению систематического
курса геометрии в школе,
но и повышение уровня их математических знаний в целом.
В наше время в развитых странах обучение геометрии при помощи
оригами практикуется во многих детских садах. Простая операция
складывания бумаги не требует особых навыков, кроме воображения; порождает
своеобразную геометрию,
не менее богатую, чем геометрия циркулем и линейки.
С помощью оригаметрии есть возможность показать, что
математика не сухая наука, а красота и гармония. Лист бумаги – это плоскость;
согнув его получается линия пересечения плоскостей. В процессе преобразования
плоских и объёмных фигур с применением методов оригами ребёнок оперирует
геометрическими объектами, усваивает геометрические
понятия, экспериментально изучает свойства фигур. Изменение геометрических фигур,
их перемещение мотивирует познавательную деятельность детей. В процессе
складывания фигур оригами
дети знакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат,
треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными
терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги,
делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого
дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.
Складывание бумаги – процесс творческий. Можно сложить
так, а можно иначе. Работа кистей рук. Развивается моторика, оттачиваются
мелкие движения пальцев, его пальцы становятся «ловчее» а,
следовательно, улучшается и речь (речевой центр и центр, управляющий мелкими
движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияют
друг на друга). Развитая мелкая моторика пальцев руки является одним из
показателей интеллектуальности ребенка. Искусство оригами помогает
создавать разные изделия и применять эти знания на опыте детей.
Уровень развития моторики – один из показателей
интеллектуальной готовности к дошкольному и школьному обучению.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики,
зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного
отношения ребёнка к учёбе, тревожного состояния его в школе.
Оригами один из методов конструирования из бумаги и других
материалов является сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети
знакомятся с ним в средней группе.
При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических
плоскостях фигурок, понятие о стороне, углах, центре. Ребята
знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания,
разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная
форма. Эта работа
позволяет детям проявлять свои творческие способности,
приобрести новые изобретательные навыки. Для конструктивных работ,
как правило, используются готовые формы, соединяя которые дети получают нужное
изображение.
Материал по оригами можно использовать в соответствии с
запланированными темами занятий по развитию речи (пример: пальчиковый
театр, фигурки, которых сделаны по схемам оригами) и экологии (на примере дидактической игры «Четвертый лишний», «Найди сходства и различия»,
фигуры, которых также сделаны по схемам оригами, а сложенные детали игрушек применять как материал
для занятий по формированию у детей количественных представлений и овладения счетом.
В подготовительной группе работа по изучению геометрических
фигур включает в себя следующие задачи:
Обучающие
• Закрепить знания о геометрических фигурах:
круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; их элементах (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойствах;
понятия и базовые формы оригами.
• Формирование умения видеть геометрические фигуры в формах окружающих
предметов, следовать устным инструкциям, читать схемы изделий.
•. Анализировать форму предметов в целом и отдельных их
частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по образцам,
по описанию, представлению.
• Учить преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания, разрезания, выкладывания из нескольких частей).
Обучение различным приемам работы с бумагой.
Развивающие:
• Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного
мышления, пространственного воображения.
• Развитие пространственной ориентировки, мелкой моторики
рук и глазомера.
• Развитие художественного вкуса, конструктивных,
творческих способностей и фантазии детей, с учётом индивидуальных особенностей.
Воспитательные:
• Воспитание интереса к искусству оригами.
• Расширение коммуникативных способностей детей.
• Формирование культуры труда и совершенствование трудовых
навыков.
• Приобщение детей к мировой культуре, формирование
эстетического вкуса.
Оригами в математике
Виды оригами: Оригами могут быть плоскими и объемными.
Простое (классическое)оригами
Плоские оригами называют также односторонними оригами:
предмет определяется только, с одной стороны. Обычно такие изделия используются
для аппликации. В этом случае используется клей.
Очень красивыми и эффектными являются аппликации в виде
мозаики. Мозаика - это аппликация, элементы которой расположены вплотную друг к
другу (детали могут прикладываться одна к другой или накладываться одна на
другую). Мозаика может использоваться и для выполнения объемных конструкций.
Простое оригами
также может быть и объемным.
Модульное оригами
Это вид объемного оригами. Готовятся одинаковые модули, которые затем
вкладываются один в один. Клей не используется.
Оригаметрия - это
сочетание оригами и геометрии,
которое несет в себе оригинальность другого подхода к геометрическим задачам.
(пример: при складывании квадрата по диагонали дети
могут сравнить углы получившегося треугольника и ответить на вопросы: Все ли углы одинаковые? Углы наклона
одинаковые или разные? Какие углы одинаковые? Как они расположены? И т. д.)
В оригаметрии считается:
а) роль прямых будут играть края листа и линии сгибов,
образующиеся при его перегибании; б) роль точек - вершины углов листа и точки
пересечения линий сгибов друг с другом или с краями листов.
В настоящее время математическое образование является
основным для людей многих профессий. Искусство оригами подходит
для изучения геометрического
материала.
Оригами можно использовать на занятиях по математике в таких
заданиях, как:
а) найти горизонтальные, вертикальные, наклонные линии; б)
найти все квадраты; в) найти все треугольники; г) дать название изображениям; в)
складывание квадрата, смежные стороны,
На первом этапе дети в процессе складывания простейших
фигурок знакомятся с основными геометрическими фигурами (квадрат, треугольник,
прямоугольник, (пример: при складывании какой-либо
фигуры мы с детьми
проговариваем, что получится при складывании квадрата по
диагонали (треугольник) или вертикали (прямоугольник)
понятиями (точка, прямая, отрезок, угол, диагональ, вертикальная линия,
горизонтальная линия, их свойствами и учатся основам техники оригами.
На этом этапе в игровой форме дети делают плоские фигурки. Это создает
предпосылки к творческой деятельности, стимулирует развитие мышления. На этом
этапе ребенок учится складывать фигурки по образцу. (пример
слайд)
На втором этапе особое место уделяется работе
по схемам складывания. Различные линии, стрелки указывают на правильный путь работы.
(пример: использование дидактических игр: «Назови и покажи», «Конструкторское бюро», «Покажи правильно».
Эти игры помогают
детям запомнить условные обозначения оригами и базовые формы.
Например, рассматриваем дидактическую игру «Конструкторское бюро»: цель этой игры: Закрепить знание условных обозначений в оригами;
умение «читать» схемы и выполнять действия по схемам, согласно
условным обозначениям, добиваясь конечного результата.
Описание игры: У детей -
квадраты бумаги, у педагога – карточки с условными обозначениями. Задумав
какую-то модель, педагог поочерёдно показывает карточки.
Дети выполняют действия, согласно знакам, проговаривая
вслух, что они делают.
Более сложный вариант – дети работают
самостоятельно, молча.
У тех, кто слушал внимательно, всё делал точно, и
результат получится отличный). Неправильное их прочтение не позволит достичь
результата. Эта первоначальная работа по схемам направлена на развитие высшей формы
восприятия – осмысленного визуального восприятия, которая связана с развитием
пространственного мышления. Любая схема оригами дает ребенку опыт работы с геометрическим чертежом.
Формирование представлений о форме является важной
задачей сенсорного развития ребенка, а именно с сенсорики, с восприятия
предметов и явлений окружающего мира начинается умственное развитие ребенка.
Значение оригаметрии для развития детей:
1. Учит различным приёмам работы с бумагой:
сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
2. Развивает у детей способность работать руками,
приучает к точным движениям пальцев, совершенствуя мелкую моторику рук.
3. Развивает глазомер. Пример: при
складывании бумаги по вертикали или горизонтали, нужно сложить так, чтобы все
углы сошлись друг с другом)
4. Учит концентрации внимания.
5. Учит следовать устным инструкциям.
6. Стимулирует развитие памяти, чтобы сделать поделку,
ребёнок должен запомнить алгоритм её изготовления, приёмы и способы
складывания.
7. Закрепляет представления о геометрических
фигурах, понятиях: квадрат,
треугольник, угол, сторона, вершина; при этом активизируется словарь ребёнка
специальными терминами. Пример:, острый,
тупой углы, треугольная пирамида, четырехугольная пирамида, четырехгранник (параллелепипед,
многогранники и т. д.)
8. У ребёнка развивается пространственное воображение.
(верхняя, нижняя, правая, левая стороны, диагональ, верхний, нижний, правый,
левый углы, «глухая»сторона,» «глухой» (нераскрывающийся) угол, раскрывающийся угол, левый
верхний, левый нижний, правый верхний, правый нижний углы, центральная
горизонтальная линия центральная вертикальная линия, центр фигурки)
9. Дети учатся читать чертежи. Пример:
при помощи дидактических
игр)
10. У детей развиваются творческие способности,
активизируется воображение, фантазия.
11. Совершенствуются трудовые навыки; дети учатся
аккуратности, бережному, экономному использованию материала
На занятиях по математике при помощи оригами
с дошкольникам можно использовать следующие типы заданий:
– найди и покажи горизонтальные, вертикальные, наклонные
линии;
– сложи квадрат разными способами;
– дай названия изображениям;
– найди все квадраты;
– найди все треугольники.
По этим заданиям можно использовать следующие вопросы:
– Какие геометрические фигуры ты знаешь?
– Какие геометрические фигуры можно увидеть дома, в детском саду,
на улице?
– Можно ли из геометрических фигур составить какое-либо животное или
птицу?
– Можно ли найти животное или птицу, похожих на одну или
на группу геометрических
фигур?
– Из каких геометрических фигур можно составить квадрат, ромб,
прямоугольник, треугольник?
В зависимости от уровня подготовленности дошкольников в
задания можно добавлять более сложные вопросы, обращая внимание детей на те геометрические фигуры,
которые получаются в процессе складывания.
И последним завершающим этапом можно учить детей делать
объёмные геометрические фигуры
такие как: куб, треугольная - и четырехугольная пирамида,
цилиндр, конус, параллелепипед и другие фигуры.
Проверить степень продвижения дошкольников в овладении
геометрическими понятиями, а также выявить степень их интереса
к математике можно следующими заданиями:
– раскрась все квадраты;
– раскрась все треугольники;
– назови геометрические фигуры и составь из них картинку «Геометрическая мозаика»;
– подбери необходимые геометрические
фигуры и составь из них изображение лисенка;
– преобразуй изображение попугая в отдельные геометрические фигуры,
вырежи их и сложи изображение ;
– подбери подходящую базовую форму и сложи попугая.
Эти задания можно видоизменять в зависимости от возраста
детей, уровня их подготовки, интереса. Особенно эффективно использование геометрических основ
оригами для занятий математикой во вне занятий. Эта работа,
является составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у
дошкольников интереса к учебной деятельности, так как содержание вне занятий не
столь строго регламентировано, оно позволяет более полно и оперативно
использовать новейшие методики и формы обучения дошкольников.
Для закрепления рекомендуется использовать практический
метод – это дидактические и интерактивные игры:
«Что напутал
художник", "Угадай кто лишний": «Геометрическая мозаика»;
«Назови и покажи»; «Конструкторское бюро»; «Покажи правильно»; «Назови геометрическую фигуру»;
«Найди сходство и различие»; «Найди ошибку»; «Собери разбитые предметы».
Взаимодействие
с семьей.
Для достижения положительных результатов в развитии
ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители -
самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая
продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень
гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают
родителям о том, как они их делали.
Заключение.
Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого
ребёнка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не
фокус, это – чудо! Оригами развивает комбинированное и пространственное
мышление, чувство формы (в оригами нет возможности досконально изобразить детали и
фактуру, и поэтому особую важность приобретает умение несколькими рублеными
линиями создать безошибочно узнаваемый силуэт, формирует навыки
исполнительского мастерства и вырабатывает сложную координацию движений кисти.
Сейчас уже доказана связь способности ребёнка совершать сложно координированные
движения пальцами с развитием интеллекта. Но самое главное – оригами
развивает интуитивное мышление, способность к озарению. В оригами
огромный диапазон уровней сложности: от
самолетика, складывать который дети учатся друг у друга даже без помощи взрослых,
до фигур, которые под силу лишь немногим мастерам. В нём есть все, чтобы
создать лестницу из постоянно возрастающих уровней сложности и задать
практически любую высоту ступени и любое их количество.
Занятия оригами – уроки практического жизненного опыта, освоения
и постижения окружающего мира, красоты и гармонии. То есть все фигуры в оригами выполняются
из геометрических фигур, значит это одна из точек прикосновения
оригами с математикой.
Но в оригами
фигуры можно построить без чертежных инструментов, используя несколько сгибов.
Вывод: искусство оригами
тесно связано с математикой и может стать хорошей основой для ее изучения.
Занимаясь оригами
можно выйти за границы стандартной математики и познакомиться на практике с
элементами геометрии
на плоскости и в пространстве.
Комментариев нет:
Отправить комментарий