пятница, 19 июня 2015 г.

В школу с радостью
Еще совеем недавно ваш малыш  произнес первое слово « мама» , сделал первые, робкие шаги. А сейчас с детьми носится по улице,  набивая шишки и синяки. А уж говорит столько, что и не переслушаешь за целый день.
И до сих пор педагогов, родителей в большей степени волновали вопросы:  здоров ли малыш? Хорошо ли кушает и спит ?
Но жизнь идет своим чередом и ставит перед нами все новые и новые задачи и проблемы, и  вот в ближайшее время ребенку предстоит пойти в школу. И, конечно, нас, взрослых, беспокоят возможные трудности.
Как пойдет обучение чтению и развитию речи? Как первоклассник будет усваивать математику? Как справится со звукопроизношением? « А вдруг мы что-то упустили, не сформировали, не подготовили к школе?»- эти вопросы задают себе многие воспитатели и родители.
Прежде всего, не стоит считать, что все безвозвратно упущено: впереди лето, еще будет время устранить пробелы в знаниях детей, если они действительно есть.
Только одна потеря невосполнима- это потеря детской свободы и раскованности. Если ее не было в дошкольном возрасте, то в зрелые годы ее не наверстать. А без нее не будет самостоятельности мышления, не будет творчества: это значит, что не будет главного — интересной, радостной встречи со школой и желания учиться.
Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, в  которой раскрываются уровни развития физиологических особенностей и психологических качеств, являющихся наиболее важными для формирования учебной деятельности.
Анатомо — физиологические особенности детей 6-7 лет
Что происходит с самим ребенком в этом возрасте?
Возраст 6-7 лет связан с наступлением переломного периода жизни. Ребенок переходит от одного способа  переживания к другому, происходит перестройка переживаний, она связана  с завершением дошкольного цикла развития и ожиданием школьного цикла. Всем известно состояние ожидания, когда заканчивается важнейшая часть жизни, предстоит что-то очень значительное, притягательное, но пока еще неопределенное. Как все мы , так и дети 6-7 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом: нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряженность. Потеря внутренней стабильности организма может сопровождаться расстройством сна и аппетита, неожиданными скачками температуры, потерей веса. Может вырасти капризность ребенка, тревожность. Ребенку трудно и с ребенком, находящимся в состоянии перелома, ожидания, тоже непросто.
В  этот период происходит активное  анатомо — физиологическое созревание организма.  К 7 годам завершается созревание лобного отдела больших полушарий головного мозга, что создает возможность для целенаправленного поведения.  В этом возрасте происходят изменения в органах и тканях тела, что повышает физическую выносливость ребенка. Из особенностей  следует отметить и то, что развитие крупных мышц  опережает развитие мелких, и поэтому дети лучше выполняют  размашистые движения, чем те, которые требуют точности.  Физическая выносливость, повышенная работоспособность носят  относительный характер, и в целом для детей остается характерной высокая утомляемость. Их  работоспособность  обычно резко падает через 25-30 минут. Дети сильно утомляются при повышенной физической нагрузке.
Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошел в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых компонентов является психологическая готовность.
«Психологическая готовность — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников»
Под психологической готовностью принято выделять следующие компоненты:
  1. Интеллектуальная готовность к школе означает:
— к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);
— он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
— ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
— должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
  1. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
— ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
— толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
— нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
  1. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
— понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
— наличие интереса к учению и получению новых знаний;
— способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
— усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
  • Познавательная готовность ребенка к школе.
Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?
1) Внимание.
  • Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
  • Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
  • Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
  • Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
2) Математика.
  • Цифры от 0 до 10.
  • Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
  • Арифметические знаки: « », «-«, «=».
  • Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
  • Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за  и т. п.
3) Память.
  • Запоминание 10-12 картинок.
  • Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
  • Пересказ  текста из 4-5 предложений.
4) Мышление.
  • Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
  • Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
  • Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
  • Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
  • Складывать пазлы без помощи взрослого.
  • Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.
5) Мелкая моторика.
  • Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
  • Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
  • Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
  • Выполнять аппликации.
6) Речь.
  • Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
  • Понимать и объяснять смысл пословиц.
  • Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
  • Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
  • Различать в словах буквы и звуки.
7) Окружающий мир.
  • Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
  • Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий