суббота, 18 марта 2017 г.

Консультация для педагогов. Обогащение социально-эмоционального опыта детей, отзывчивости и уважительного отношение к окружающему миру с помощью арт-терапии

Все взрослые сначала были детьми. Только мало кто об этом помнит...
А. Экзюпери
В современных условиях быстрого развития и реформирования системы дошкольного образования ДОО может быть мощным средством социализации личности ребенка.
 Одним из методов, которые способствуют развитию и становлению личности дошкольника, его социализации и более успешной адаптации к условиям ДОО, является арт-терапия.
 Методы арт-терапии как нельзя лучше подходят для работы с детьми, которые посещают коррекционно-развивающие занятия. Применение этих методов (при соответствующей подготовке педагогов) помогает при психокоррекции страхов, тревожности, застенчивости, гиперактивного и агрессивного поведения детей, позитивно влияет на дошкольников.
 Психокоррекция может быть индивидуальной, подгрупповой либо фронтальной.
 С младшими дошкольниками более приемлема индивидуальная и иногда подгрупповая работа по психокоррекции, так как малыши нуждаются в повышенном внимании со стороны взрослого, особенно на начальных этапах адаптации, и ревностно реагируют, если внимание достается, по их мнению, кому-то большей, а кому-то в меньшей степени.
С дошкольниками среднего и старшего возраста можно проводить и подгрупповые, и фронтальные занятия, но методы подбираются ин­дивидуально для каждого ребенка.
В августе-сентябре проводятся психодиагностика, наблюдения в режимных моментах. На основе анализа полученных данных формируются группы по выявленным проблемам.
Как правило, психологическое коррекционно-развивающее занятие включает в себя методы нескольких направлений арт-терапии и проходит с музыкальным сопровождением. Предпочтение отдается классической музыке и звукам природы (шум моря, крики дельфинов, пение птиц и пр.). Это способствует психоэмоциональной разгрузке, гармонизации эмоционального фона, улучшает настроение.
Детям нравится шум моря, крики чаек и дельфинов. После прослушивания педагог может спросить, что ребенок слышал, что ему шепнул дельфин на ушко. Дошкольник рассказывает о своих желаниях, проблемах.
На занятиях по психокоррекции используются следующие направ­ления арт-терапии: изотерапия; музыкотерапия; сказкотерапия; песочная терапия; хромотерапия (цветотерапия).
Изотерапия
Рисование пальчиками, мелками, воском либо парафиновой свечкой, красками на морских камешках.
Сказкотерапия
  • Сочинение и рисование сказки
  • Придумывание продолжения известной сказки с модификацией сю­жета.
  • Коллективная работа - коллаж (вырезание фигурок сказочных героев, наклеивание-соответственно сюжету придуманной сказки).
  • Сочинение по картинке, запись сказки на диктофон (групповая ра­бота).
  • Лепка сказочных героев, рассказ истории о них.
  •  Сказка на песке.
Песочная терапия
Принцип метода песочной терапии описал и предложил швейцарский психоаналитик К.Г. Юнг. Многие известные психотерапевты использовали этот метод при работе с детьми.
Песочная терапия является отличным способом коррекции детских страхов, психопрофилактикой детских травм. В процессе игры происходит сглаживание агрессии, гиперактивного поведения, предотвращение асоциального поведения. Развивается мелкая моторика рук, как результат - активизируется развитие речи.
В нашей песочнице (это большой поднос с песком) «живут» дикие и экзотические животные; игрушки; злые и добрые сказочные герои; феи и ку­колки; различные предметы (шляпки, домики и т.п.); камни, ракушки.
Песочница оформлена ракушками с имитацией жемчуга внутри. Получилось очень символично: связь песка и водной стихии – моря.
Музыкотерапия
Различают три основные формы: рецептивную, активную и интегра­тивную музыкотерапию.
Если при рецептивной (пассивной) форме ребёнку предлагается просто слушать различные музыкальные композиции, отвечающие состоянию его психического состояния, то при активной он принимает участие в работе с музыкальным материалом (инструментальная игра, пение).
Интегративная музыкотерапия задействует рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомиму, пластическую драматизацию под музыку, создание стихов, рассказов после прослушивания музыки и др.
Музыкально-терапевтические методы, как правило, подбираются индивидуально.
На занятиях можно использовать методы интегративной музыкотерапии. Например, дети под музыку рисуют на свободную тему, пытаются изобразить свое настроение.
Иногда мы слушаем музыку и затем говорим о чувствах, эмоциях, которые у нас возникли. Как правило, даже малыши могут определить времена года в одноименном произведении А. Вивальди. Обычно дети описывают прослушанную мелодию следующим образом: добрая или злая, хорошая, красивая, грустная, печальная. Можно предложить детям передать их впечатления мимикой, пантомимикой, станцевать. Дети и без просьб могут пританцовывать и под веселые композиции, и под спокойные. У них развивается восприятие такта, музыкальный слух, чувство ритма, что позитивно влияет на развитие речи.
На занятиях дошкольники сами просят педагога включить музыку, когда рисуют, лепят, делают аппликацию.
Также мы используем релаксирующие этюды с музыкотерапией.
Например, в конце или в начале занятия отправляемся на берег моря. Дети закрывают глаза и слушают шум волн, звуки, которые издают дельфины.
Происходит активизация воображения, фантазии, снятие мышечных зажимов и психоэмоционального напряжения. Дети отдыхают и набираются сил для продолжения активной игровой деятельности.
Хромотерапия (цветотерапия)
На занятиях так же используют метод хромотерапии как дополнительный, например предлагаю детям представить, какого цвета сегодня у них настроение.
Педагогам, психологам, родителям не помешает владеть базовой ин­формацией о цветотерапии и использовать эти знания в воспитательно­образовательной и коррекционной работе. Например, воспитатели могут использовать определенную цветовую гамму в оформлении интерьера группы, что даст возможность не только создать особенный для каждой группы стиль, но и эффективно использовать цвет для оздоровления детей.
Оранжевый цвет помогает преодолевать депрессию и нервные срывы, способствует психопрофилактике и коррекции страхов и неврозов, благотворно влияет на мышечную систему. Желтый цвет создает радостное, веселое настроение, активизирует умственную деятельность, нормализует деятельность желудочно-кишечного тракта. Эти цвета можно использовать для оформления групповых комнат, раздевалок, игровых уголков.
Для спальни подойдут синий и голубой цвета. Синий называют «цве­том здоровья». Он успокаивает нервную систему, положительно воздействует на органы дыхания. Голубой цвет оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении. Оформление интерьера спальни этими цветами способствует более быстрому засыпанию, достаточному по продолжительности, спокойному и глубокому сну.
Интегрированная арт-терапевтическая
коррекционно-развивающая ситуация (с детьми среднего или старшего дошкольного возраста).
Цели. Создать условия для развития творческого потенциала и способностей детей. Научить расслабляться, получать радостные эмоции.
Задачи. Способствовать сплочению детского коллектива. Стимулировать творческое самовыражение, развивать способности посредством методов арт-терапии. Развивать познавательно-речевую активность. Развивать эмоционально-волевую сферу. Стабилизировать психические процессы, снимать эмоциональное и мышечное напряжение. Снижать импульсивность, тревогу, агрессию, плаксивость. Проводить психопрофилактику страхов, гиперактивного поведения. Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение, вос­приятие, речь), коммуникативные навыки, уважение к себе и другим. Формировать позитивную самооценку.
Этапы ситуации
1. Приветствие.
2. Ритуал «вхождения» в игру.
3. Коллективная работа: рисование, лепка, беседа по картинкам (с  репродуктивными вопросами), сочинение сказки, игра с песком.
4. Упражнения (подвижные игры, пальчиковая гимнастика, психо­гимнастика).
5. Релаксация (хромотерапия, музыкотерапия).
6. Рефлексия.
7. Ритуал прощания, сюрпризный момент.
8. Домашнее задание (по необходимости).
Ожидаемые результаты. Психопрофилактика и психокоррекция страхов, тревожности, агрессивного поведения. Успешная адаптация и социализация. Овладение коммуникативными навыками, обучение межличностному общению, доверию. Освоение навыков группового взаимодействия. Воспитание уважения к себе и к окружающим. Развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.
У детей улучшается настроение, повышается самооценка. Снимается мышечное напряжение и зажатость, появляется чувство уверенности в своих силах. Развиваются творческие способности, вырабатывается навык творческого самовыражения. Обогащается словарный запас, речь становится более правильной и выразительной.
Литература
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // Пси­хологический очерк: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигне­ева Т.Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. СПб: ДЕТСТВО- ПРЕСС.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. СПб: Речь, 2006.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Гра- бенко Т.М. Чудеса на песке: Практикум
по песочной терапии. СПб: Речь, 2010.
5. Киселева М.В. Арт-терапия в рабо­те с детьми. СПБ: Речь, 2006.

1 комментарий:

  1. Хочу выразить огромную благодарность. Миненко Ирине Сергеевне воспитателю 12 группы, где воспитывается мой племянник. Спасибо ей за высокий профессионализм, чуткое отношение к детям, заботу, внимание, доброту и теплоту, индивидуальный подход к каждой семье. Воспитательный процесс организован таким образом, что учитываются все мелочи повседневной жизни в социуме, в семье и в коллективе. Дети с радостью идут в сад, потому что там их встретят любимый воспитатель, с которыми им легко, интересно и можно поделиться детскими секретами. В группе царит комфортная теплая обстановка благодаря пониманию и равноправию.. Мы очень Вам благодарны. Спасибо! Нам очень с Вами повезло!

    ОтветитьУдалить