пятница, 27 ноября 2015 г.

25.11.2015
Матрешка – многофункциональная народная игрушка. Она полезна для развития ребенка. С ее помощью можно научить ребенка разным цветам, сравнивать объемы, высоту предметов. При игре с матрешками дети учатся логически мыслить, развивается внимание, ловкость рук, воображение и, конечно, сенсомоторные навыки.

«Математические матрешки» (матрешки изображены на бумаге)
 Данная игра можем использоваться для детей 3-4 лет. Она может проводиться с подгруппой детей, индивидуально, самостоятельно. Рекомендуемое время игры 5-7 мин.
 Цель: формирование элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста.
 Задачи:
1. Познакомить детей с правилами дидактической игры.
2. Способствовать развитию математических способностей детей.
3. Развивать коммуникативные навыки.
4. Создать условия для самостоятельной деятельности детей.
5. Закрепить математические понятия: большой - маленький; один – много, ни одной; выше - ниже.
6.Закрепить цвет и умение  ориентироваться  в пространстве.
Варианты использования  дидактической игры.
Вариант 1.  «Разложи матрешки по величине»
На столе в хаотичном порядке разложены матрешки. Воспитатель дает задание: посмотри и разложи матрешки по величине. При сравнении матрешек по высоте закрепить умение пользоваться приемом наложения и приложения их друг к другу, раскладывать в возрастающем  и убывающем порядке.
Вариант 2. «Найди одинаковые матрешки»
На столе разложены матрешки. Воспитатель предлагает ребенку внимательно посмотреть и найти подружку матрешки такую же, как она.
Вариант 3. «Найди различия»
На столе разложены матрешки. Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на матрешек и найти чем они отличаются друг от друга (различие: глаза, губы).

Игры и занятия с матрешками (игрушками)  для детей раннего возраста

Игра 1. Матрешка потерялась.
Поставьте в ряд три матрешки от самой маленькой до большой. Проведите ладошкой малыша по головкам матрешек – предложите их погладить (здесь важны тактильные ощущения – рука очень плавно скользит вниз). Закройте матрешек ярким непрозрачным платочком (спрятались матрешки). Уберите одну матрешку и поставьте оставшиеся две матрешки рядом друг с другом.
Уберите платок и покажите матрешек ребенку. Скажите, что одна матрешка потерялась. Попросите малыша найти место и поставить матрешек в ряд. Проверяем правильность: гладим ладошкой матрешек по голове – рука должна идти плавно.
Игра 2. Чаепитие.
Предложите малышу напоить трех матрешек чаем. Большую матрешку нужно посадить на большой стул, среднюю – на средний, маленькую – на маленький (стулья строим сами из конструктора, используя кубики трех размеров). Чашки можно вылепить заранее – для большой матрешки большую, для средней – среднюю, для маленькой – маленькую. Малыш определяет, кому какую чашку дать. Также раздаем матрешкам тарелки (круги трех размеров). Матрешки говорят ребенку «спасибо», хвалят за чай и угощения.
Игра 3. Прятки.
Где матрешка? Найди! Спрячьте матрешку в комнате и вместе с малышом ищите ее. Комментируйте свои действия: « Где матрешка? На столе? Нет, на столе нет. Под столом? И под столом нет! На стуле? На стуле нет! Где же она? На полке!
Игра 4. Солнышко и дождик
По сигналу «дождик» нужно спрятать матрешек в домик. По сигналу «солнышко» матрешки идут гулять.
Игра 5. Конструирование (знакомимся с величиной предметов) -  кроватки для матрешек.
Поставьте две матрешки, рядом положите строительный материал. Вместе с малышом постройте  из кирпичиков две кроватки – большую и маленькую. Попросите малыша определить, где чья кроватка. Аналогично можно построить два стола или два стульчика разных размеров. Для большой матрешки – большая кровать, а для маленькой – маленькая. Можно уложить матрешек спать и спеть им колыбельную песенку вместе с ребенком.
Игра 6. Сюрпризы.
Вам понадобится несколько матрешек, вовнутрь которых Вы вложите яркие цветные лоскутки ткани. Хорошо, если на лоскутках будут нарисованы разные фигурки – зайчик, белочки, кружочки, снежинки. Можно полностью спрятать сюрпризы вовнутрь матрешек, а можно сделать так, чтобы уголки торчали наружу.
Позовите с малышом матрешек. Скажите ребенку, что матрешки принесли ему подарки и предложите посмотреть их. Для этого надо открыть матрешку. Если у малыша это не получается, то возьмите его руку в свою руку и сделайте рукой малыша небольшой поворот чтобы матрешка открылась. Рассмотрите сюрпризы, которые «принесли» матрешки.
Затем соберите каждую матрешку.
Игра 7. Матрешки покупают платочки.
Возьмите три матрешки разного размера – большую, среднюю и маленькую. Скажите, что матрешки пошли в магазин за новыми красивыми платочками. Предложите ребенку выбрать платочек для каждой матрешки. Здесь может быть два варианта заданий для ребенка. Можно выбирать платочек по размеру (для большой матрешки – большой  платочек, для средней – средний, для маленькой – маленький), а можно по цвету. Например, если у матрешки синий фартучек – то ей подойдет синий платочек, для матрешки в красном фартучке – красный.
Игра 8. Матрешки перепутались.
Расставьте матрешки в ряд не по порядку – они перепутались. Ребенку  нужно расставить матрешек в ряд от самой большой к самой маленькой.
Игра 9.  Топ, топ, топ.
Сначала покажите малышу, как шагает большая матрешка и как шагает маленькая под эти строчки:
Зашагали ножки (матрешка «шагает») топ, топ, топ.
Прямо по дорожке – топ, топ, топ.
Ну-ка веселее – топ, топ, топ!
Вот как мы умеем – топ, топ, топ!
Топают сапожки –
Топ, топ, топ!
Это наши ножки –
Топ, топ, топ!
Большая матрешка идет медленно, говорим «топ-топ» низким голосом. Маленькая матрешка идет быстро – говорим тонким голосом.
Потом предложите пошагать как большая матрешка и как маленькая под строчки стиха.
Затем предложите по голосу догадаться, какая матрешка идет, произнося топ-топ-топ в разной темпе и с разной высотой голоса.
Игра 10. Играем с платочком.
Покажите малышу, как пляшет матрешка с платочком (разыграйте сценку с игрушкой).
Я платочком помашу
И с платочком попляшу.
Ты, платочек аленький,
Покружись,
И ребяткам маленьким
Покажись!
Потом дайте малышу платочек в руки и предложите потанцевать с платочком как матрешка – покажите движения.
Для маленьких детей задача удержать платочек за уголок и делать одновременно простые танцевальные движения – это достаточно сложная задача, требующая хорошего уровня  развития координации движений и мелкой моторики. Если малыш теряет платочек, то пришейте на платочек петельку. Петельку наденьте на его указательный пальчик, а большим и средним пальчиком ребенок будет удерживать платочек (этот прием найден в книге И. А Выродовой – замечательная идея!) Малыш будет помахивать платочком из стороны в сторону во время танца.
Игра 11. Учимся считать.
Положите внутрь матрешек мелкие камушки (до 5) или орехи или косточки от фиников. Закройте матрешки.
Встряхните матрешки – попробуйте вместе с малышом по звуку догадаться, сколько камешков (орехов или косточек) лежит в матрешке. Затем откройте и проверьте, пересчитав их.
Игра 12. Отгадай, что внутри – развиваем память.
Возьмите 6 матрешек. В каждую из них положите мелкий предмет (ракушку, камешек, конфетку, мелкую игрушку). Закройте матрешки. Задача – вспомнить и назвать, что спрятано в каждой матрешке.
Если задача запомнить 6 предметов легка для ребенка, то можно усложнить задание —  взять для игры 8 матрешек.
Игра 13. Что это звучит? Развитие мелкой моторики.
Вместе с ребенком насыпьте в матрешки разные наполнители – горох, фасоль, гречу, бусины (задание развивает мелкую моторику – ребенок сам перекладывает горошины в матрешку). Затем закройте матрешки и попробуйте по звуку отгадать, что в них находится. Затем откройте  матрешки и проверьте. Отгадали ли Вы.
Игра 14. Отгадай матрешку.

Для игры нужен комплект матрешек в разном оформлении (разного цвета фартучки, цветы на платочке и другие детали). Отгадай, про какую матрешку я рассказываю? (даем описание матрешки, а малыш, внимательно слушая Вас, отгадывает)

Комментариев нет:

Отправить комментарий